14/13 Дней/Ночей | 1 Участники |
Продолжим, помолясь)))
Что я знал про этот сплав? Первое: давным-давно читал отчёт одних таких же чокнутых. Они шли с Лабынкыра до Усть-Неры на двух катамаранах. Фоток в отчёте было предостаточно, поэтому общее представление об условиях я имел. Самой большой их проблемой были завалы. На катамаране ведь не так просто вернуться, если ты вошёл в неправильную протоку. Как правило, они идут с маленькими моторчиками, которые просто не могут вытащить тяжёлую посудину против течения. Запомнилось, что один из завалов они проходили целые сутки! В этом плане нам будет легче — мотор сильный, вытащит из любой задницы. Второе: перед поездкой я смотрел спутниковые карты. В принципе, сверху казалось, что воды везде достаточно. Просматривалось основное русло, лишь в паре-тройке мест оно разбивалось на протоки, но по виду достаточно полноводные. Завалы тоже просматривались, но то дело такое — они могут пропадать и появляться в зависимости от паводков.
В целом, я не переживал. Опыта у нас достаточно, духом тоже Бог не обидел, так что прорвёмся!
После коньячка и жареной топи я уснул мгновенно. Но часа в 3 ночи проснулся от того, что загрохотала крыша. Капец, подумал я — снова ветер! Но ночь это не показатель, возможно к утру всё и стихнет. В принципе, если ветер южный, то он нам совсем не помеха, будет дуть в спину. Полчасика поворочался, снова задрых. Второй раз подскочил уже в половине шестого. Крыша всё также гремит. Оделся, решил высунуть нос на улицу и офигел
Ветер оказался восточным, гонит волну прямо в наш залив. Получается, что нам даже озеро не перейти, поскольку волна будет боковая
Короче, надо ждать когда ветер либо стихнет, либо переменится. Идём в дом завтракать…
Просидели до 11 часов, ветер не унимается. Жопа какая-то
Возникает мысль: а не послать ли этот сплав кобыле в трещину и не вызвать ли вездеход из Томтора? Вертушка, понятно, в такую погоду не полетит, а вездеходу ведь пофиг. Это была очень правильная мысль, но ведь мы, сцуко, типа герои, нам западло просить помощи! Короче, упаднические мысли отметаем.
Белые мухи полетели… Всё, кабзда
Время второй час. Даже если ветер вскоре утихнет, на сплав мы уже не пойдём. Пара-тройка светлых часов нам не даст выигрыша ни по скорости передвижения, ни по экономии времени. А ночевать придётся практически в открытом поле, в палатках, без тёплого дома и горячей еды. Серёга высказал новую дельную мысль: если утихнет до 18 часов, то постараться сегодня пересечь озеро и заночевать у северных соседей. Даже если завтра снова будет ветер, то от них всего 300 метров до сплавной реки, всяко их преодолеем в любую погоду. Ну, а на самой реке ветер нам уже не страшен. Принимается план!
Отобедали мяском и завалились спать
И тут, ровно на середине озера, у меня начинает глохнуть мотор. Твою мать, грёбанные свечи! Я совсем про них забыл. После первого дня они перестали барахлить, и я на них просто положил. И вот надо же, в самый неподходящий момент… Запасных с собой нет, да и выкручивать на волне и ветре самоубийственно. Дрюкаю шнур каждую минуту, мотор пыхтит, троит и глохнет. Наконец-то одна свеча просто сдохла, вторая начала более-менее подхватывать. Скорость упала до 2-3км/час. Но ничего, нам уже немного осталось
Те очень удивились, поскольку думали, что мы мимо них проскочили ещё рано утром))) Выкручиваю свечи, Серёга идёт в баню прокаливать их на газовой горелке
Добрые парни, видя наши мучения, широким жестом выдают мне две новые свечи. Безвозмездно, естественно! Очень радушно нас приняли, накормили пельмешками из сердца убиенного. Прикольно, первый раз такое пробовал
Мы проставились за ночёвку, ессно. Была у нас заначена чекушка бугровки (фирменный самогончик от СанНиколаича), принесли в жертву обстоятельствам
Забыл вам сказать, что длинна нашего сплава по карте составляет 120 км. Со всякими протоками, поворотами и так далее будет +/- 10 км. Надеемся пройти за один световой день, но всё зависит от того, насколько протяжёнными будут участки, которые можно шпарить на моторе. Ну и от завалов, конечно)))
Утро. Туча мглою небо кроет (c)
До Заливного с нами пойдёт Володя, который любезно согласился помочь нам пройти тяжёлый участок. На Заливном его подберёт Гоша на квадрике, и они с собаками попробуют ещё одного зверя погонять (якобы там вторая животина ходит, видели следы).Володя вообще оказался классным мужиком! Несмотря на маленький рост, обладает недюжинной силой и аппетитом. Запросто ходит пешком по тайге на 40-50км, гоняет на Буране зимой по 200-300км в одиночку, ничего и никого не боится. Тайга это его дом, ведь он с рождения в ней. Кстати, когда он в прошлом году перекочевал сюда со своим стадом оленей, с мая по июль застрелил 32 медведя. Говорит, что ничего особенного для этого не делал. Выходит утром из палатки — рядом медведь. Вечером возвращается — снова медведь))) — А что потом? — спросил его Серёга.- А потом медведи кончились! — засмеялся наш новый товарищ. Когти, лапы и желчь продавал, даже неплохо наварился на этом. Мясо собакам…
Ладно, мы отвлеклись! Быстро позавтракали и в путь. Отчаливаем в 8 утра
Нам говорили, что за Заливным далее снова большой перекат. Но совсем не упомянули, что совершенно мелкий. Сначала шли под скалой по правому борту
Потом, когда там крепко засели (полчаса лодку тащили руками, воды по щиколотку), приняли решение перейти на середину
И снова попали ногами в жир. На сотни метров кругом вода, русла нет, соответственно и глубины тоже
Упёрлись в очередную бровку, воды нет вообще. Лодку тащить невозможно. Надо передвинуть её на 10 метров вправо, там хоть какая-то струя есть. Передохнули, покурили и началось. Раз-два, взяли! Раз-два, взяли! Каждый рывок это 10-15 сантиметров передвижки. 10 рывков — краткий отдых. Очередные полчаса пролетели, даже не заметили как. Дальше отнюдь не лучше. 10 метров плывём, 10 метров тащим.
Справа снова пошла скала, протащились под неё
Но любое счастье быстро заканчивается — впереди снова огромный разлив. Сил уже нет, остановились на перекус
До слияния с Туора-Юрях всего каких-то 3 км. Но Боже, как же тяжело они нам дались. Всё стало немного по-другому. Теперь 5 метров плывём, 15 тащим. Сил уже нет, плечи и руки онемели, ноги дрожжат от напряжения. Начались и проблемы. Сначала Серёга набрал воды в сапог, а затем и я искупался. Совсем глупо получилось, но усталость… Тяну лодку спереди, Серёга держит зад, чтобы не сносило. Неожиданно я проваливаюсь правой ногой в какую-то полуметровую ямку, левая нога поскальзывается на камне и я сажусь в воду на задницу у носа лодки по левому борту. В этот момент Серёга делает рывок на себя у правого заднего борта, и лодка всей своей махиной наезжает на меня. Капец! Меня распластало под лодкой, руки прижаты ко дну, из воды только плечи и голова торчат. Ору Серёге — «Стой, **** ! Я под лодкой! *****» Тот, слава Богу услышал, перебежал на нос и дёрнул на себя. Понимаю, что хана — вода пошла в вейдерсы, пуховик насквозь мокрый. Но вариантов остановиться нет, надо тащить. Работа согреет! Какой-то ад вообще творился. Дважды пришлось разгружать часть лодки, переносить 60-литровую канистру с бензином в другую протоку, чтобы протащить жалкие 3-5 метров. Ходили по протокам, мерили глубину, чтобы найти струю хоть на сантиметр поглубже. Как вспомню, так в дрожь бросает. Ещё и чай в термос забыл утром залить, согреться вообще нечем. Давненько я в такую жопу не попадал… Какого хрена мы отказались от вертушки?
Ну вот наконец и Туора-Юрях. Собсно, на моём лице написано всё, что я думаю обо всём этом
Именно в этом месте, от слияния Лабынкырки и Туора-Юрях начинается великая северная река Индигирка. Фактически, мы началали осуществление своей давней мечты — пройти Индигирку от истоков до устья. Но радости эта мысль почему-то не приносит…
Вот такое оно, начало Индигирки
Время 4 часа дня, мы прошли всего 20 км. Если вычесть тот самый час сплава и расстояние до Заливного (8км), то последние 12 километров мы идём уже 7 часов. Это звиздец. Черепаха быстрее ползает. Уже понятно, что за световой день мы не пройдём весь сплав, придётся ночевать. Мокрыми и на ветру. Ладно, не сцать! Погнали дальше
Теперь мы в лесной зоне, надо смотреть в оба, чтобы не упороться в какой-нибудь завал. Но иногда не везёт
Серёга так опасно херачит топором прямо рядом с надувным бортом лодки, что аж сердце в пятки уходит
Сразу задул мощный ветер, но повезло, что в спину. Берега крутые, не причалить на ночёвку. Жму полный газ, чтобы поскорее выскочить из этой трубы. Никто не фоткает, не до этого. А жаль, там такие шикарные скалы и водовороты были… Эх, надо было гоупрошку хоть включить! Время половина седьмого, надо вставать на ночёвку. Вроде, из больших гор выбрались, можно причалить. Остановились на небольшой косе
Зуб на зуб не попадает, трясёмся от холода. Надо срочно огромный костёр! Как назло, бензопила мозг клюёт, постоянно глохнет. Кое-как Серёга её уговорил, я уже думал, что всё — будем холодными спать. Напилили брёвен, Серёга мастерит нодью
Ну всё, теперь можно расслабиться. Снять обледенелую обувь, переодеться в сухое и немного погреться у большого костра. Съели по дошираку, попили горячий чай с пряниками и залезли в тёплые пуховые спальники. Уфф, ну и денёк выдался…
Ночь прошла беспокойно. Ветер не унимался, рвал крылья палаток, со склона горы напротив постоянно катились камни и с гулким грохотом падали в воду. А учитывая то, что мокрый пуховик я положил к себе в спальник (чтобы хоть немного просох), было и несколько влажно. К утру на палатку посыпал снег. Чорт, да когда же это всё закончится?
Проснулся в седьмом часу, выполз из палатки. Жопа! Всё покрыто коркой льда, а сверху присыпано снегом
Какой я молодец, что термос с вечера заварил. Сейчас даже костёр разводить неохота. Желание только одно: поскорее выбраться из этого ада.
Ветер теперь встречный, северный. Налетает ледяными порывами. Тент перевешивать лень: залезли к Серёге в палатку и кипятили воду для дошираков в ней. Кое-как позавтракали, чай пить не стали. Один хрен без костра не согреешься, лучше поскорее до посёлка дойти. Начинаем одеваться в мёрзлую одежду. У меня проблема — не могу всунуть свои утеплённые вейдерсы в ботинки. Те обледенели и стоят колом. Чорт, чорт, чорт, что делать? Сапоги я оставил на Лабынкыре, запасных нет. Вспомнил, что у меня в рюкзаке валяются летние вейдерсы, совсем лёгкие. Но они дырявые, протекают. Плевать, какое-то время выдержат, не сразу водой заполнятся. Осталось решить вопрос с обувью. Попросил у Серёги маленькие полусапожки, которые он использовал как домашние тапочки на озере. Ура, теперь хоть как-то обут! (Когда уже вернулись в Якутск, то мудрый СанНиколаич сразу сказал: — «Надо было ботинки в речную воду опустить, они бы там оттаяли.» А ведь верно, чорт подери! Как это ни я, ни Серёга не догадались…)
У товарища точно такая же проблема: не может влезть в сапоги. Те тоже одеревенели. Вдвоём, с матами-перематами его обували. Уфф, получилось. Всё, быстро отчаливаем
Ветер и мелкий сухой колючий снежок фигачат прямо в лицо. Как же я благодарен СанНиколачиу, который буквально в последний момент вручил мне солнцезащитный очки со словами «не отказывайся, всегда пригодятся»! Только они меня и спасали. Серёга впереди вообще глаза открыть не может…
С утра по спутнику звонил Зверю. Тот сказал, что как только пройдём посёлок Орто-Балаган, набрать ему снова. Нам оттуда идти 50 км. (пару часов), он как раз успеет доехать до моста через Индигирку. Идти до посёлка нам осталось километров 20
Серёга смотрит джипиэску, там полная хрень. То мы по горам идём, то по лесу. Видимо, давно карты не обновлялись, русло уже совсем другое. Догадались включить MapsMe на айфоне, это приложение хоть как-то показывает.
Завалы пока не беспокоят
Но из-за плохой видимости (снег налип на очки) прозевал хороший меляк, крепко впечатались. Пока стаскивались, набрал воды в короткие сапоги. Минут через пять вейдерсы протекли и снова ноги заледенели. Нашли место без ветра, мне хоть удалось покурить спокойно
Снова звоню Зверю. Тот успокоил, объяснил, что мы посёлок и не увидим Он стоит на левой протоке, которую мы давно проскочили. Хорошо, что хоть эта карта не врёт)))Говорю Зверю, чтобы выезжал. Мы заправляемся и гоним дальше. Всего пара часов, и мы должны быть на месте)))
Прошли ещё километров 30, снова заправлись. Ох и прожорлива эта Сузука Бензина осталось на одну заправку В принципе, норм — нам осталось километров 12-15.Но тут упираемся в завал
Причём такой, что его можно сутки пилить))) Видимо, те катамаранщики, чей отчёт я читал, тут и сидели.
Снова смотрим карту. Если вернуться на 8 км назад, то можно уйти в левую протоку. Разворачиваемся! Течение мощное. Вернулись, я смотрю на стрелку бака — половины уже нет. Капец. Ладно, рвём в левую протоку
Резкий 120-градусный поворот направо, мощный узкий слив… Я закладываю крутой вираж, вкручиваюсь в поворот и мы на полном ходу впечатываемся в новый завал. Ну мать твою за ногу Хорошо, что борта и дно бронированы плёнкой, а то бы точно лодку порвали! Завал вроде небольшой, но за ним ещё один просматривается
Сидим крепко. Ширина протоки всего метров 10, мы со своими 5-ю метрами стоим ровно посередине. Под нами бревно, мотор залетел на него — газуй, не газуй — толку ноль, не соскочишь. Кабзда… Смотрим с Серёгой друг на друга, не понимаем, что нам делать. Пилить завал — это работы часа на 2-3. Да и непонятно, что там дальше. Вызывать помощь? — да мы вроде живы и здоровы… Короче, решили выбираться из завала. Серёга вылез из лодки на поваленные деревья и стал пытаться стащить меня со ствола, на котором мотор сидит. Всё живое, колышется, мне страшно за друга. Сорвётся с деревьев, поскользнётся — его тут же под завал утащит! Но Серёга мощный парень! Несколькими рывками сдёрнул меня с этого проклятого места. Теперь надо как-то развернуть нос против течения. Помогла нам в этом узкая полоса меляка у берега. Серёга перепрыгнул на неё с концом от лодки, зашёл поглубже и потихоньку, потихоньку, перебирая конец, поставил нос под углом 45 градусов. Теперь всё зависит от меня. Выворачиваю руль от себя, врубаю скорость, даю полный газ. Втыкаюсь в эту полоску меляка, Серёга отталкивает нос лодки и запрыгивает. Вывози, родимая!!!
Водомёт, сцуко, забился корой от деревьев и мусором от завала — еле тянет. Мотор ревёт на полном газу, по сантиметру преодолеваем мощное течение. Ощущение, что стоим на месте, но я-то вижу по берегу, что продвигаемся, хоть и медленно. Пять минут страха — и мы вырываемся из этого проклятого места. Мы молодцы, справились! Только непонятно, что делать дальше. Можно пройти до завала по берегу и попытаться как-то его пилить с твёрдой основы. Можно попробовать найти ещё какую-то протоку. Решили начать со второго варианта. Заправились (бензина в канистре осталось литров 5), почистили водомёт и вновь попёрли наверх. Вернулись к месту развилки. По пути активно крутили головами, искали протоки — может, какую-то и не заметили. Нифига, больше никаких проток нет. Только два русла и в обоих завалы. Твою мать…
И тут мне в голову приходит гениальная идея: А НЕ ПОШЛО БЫ ЭТО ВСЁ КОБЫЛЕ В ТРЕЩИНУ? ХВАТИТ С НАС МУЧЕНИЙ ! Остаёмся на месте и вызываем ВЕРТОЛЁТ!
Звоню Зверю
Тот спрашивает: — «Вы где? Я уже целых два часа на мосту стою, мёрзну, высматриваю!» Я ему объясняю ситуацию, прошу вертушку прислать. Он говорит, чтобы я звонил Сане Долженкову, хозяину аэропорта. Набираю Саню, тот, слава Богу, на связи. Нет проблем, говорит, через часок ждите!
Серёга наконец-то может пощёлкать семечки)))
Жить снова в холодном доме не хотелось. К счастью оказалось, что в Томторе есть частная гостиница. Ёшкин кот, что же нам сразу про неё никто не сказал? Грузим УАЗик и рвём когти туда. Двухместный номер стоит 2 500руб/чел, растопить баню — ещё 1 500 руб. Гуляем на все Баня, правда, оказалась сильно перетоплена, долго высидеть невозможно. Но ничего, как-то попотели. Можно по кружке-другой пивка
Шторм буянит, волны хлещут,
И ревут, земля трепещет,
И кидаются на берег
С новой силой дикаря.
Вдруг, очнувшись на мгновенье,
Отступают в глубь пучины,
И, набравшись новой силы,
Устремляются на берег..
«Запомните, вы здесь , как звери в цирке.
Отсюда хода нет уже назад».
Так говорил нам кум на Индигирке,
« Киркой вносите в пятилетку вклад!»