По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
1388112
34

Ширина ленты:

Итак, мы вышли в Море Лаптевых! Последние домики рыбаков

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Все в ожидании

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

И вот оно — Море

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Виват! Я сделал это

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Остальные тоже молодцы. Все мы крутые перцы, что уж тут скромничать…

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Но у каждой мечты есть и обратная сторона… В моих ожиданиях были ураганный ветер и огромные волны. А оказалось, что Море в этой своей части в прямом смысле слова «по колено». Катер постоянно садится на мель, бедный щупленький матрос вынужден его проводить по мелям руками

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Но не беда! Как там у К. Кизи? — «Я хотя бы попытался, черт возьми! Хотя бы попробовал!»

Понимая, что эта тягомотина надолго, принял дозу и вырубился спать

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Поспать мне удалось недолго. Проснулся я под разговоры на повышенных тонах между Главой и капитаном катера

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Выяснилось следующее: кэп напрочь отказывается идти дальше. Его можно понять — он уже почти 12 часов за штурвалом, а эти чортовы мели не дают пробиться даже на пару километров в час. Таким темпом мы до устья Оленька будем идти ещё сутки. СанНиколаич с Главой посовещались и приняли аргументы капитана. Решено — высаживаемся на берег у местечка под названием Станнах

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада
По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть третья. Робинзониада

Короче, план такой! Глава по спутнику созвонился с Таймылыром и вызвал оттуда моторки. Барахла у нас и так много, а тут ещё плюсом Глава добавился со своим шмурдяком, так что лодок нам нужно 4 штуки. Это означает жуткий попадос по бензину, который здесь стОит 100руб/литр. Хоть капитан нам и отдаёт 200л неиспользованного топлива, но кардинально это проблему не снимает — нам придётся литров 600 докупать. И дело тут даже не в цене, а в факте наличия такого количества топлива в Таймылыре, где каждый литр на счету. Но Глава уверен, что сможет решить эту проблему…

Делать нечего, выгружаемся

Мощно мы втарились, ничего не скажешь…

Весьма унылое место

Алина сразу же завалилась спать

А мы пытаемся не унывать. Петрович с Главой развели костерок

Я завариваю доширак

Жизнь налаживается

У Главы ещё и рыбные котлетки имеются

Благодатно перекусили, теперь пора бы и разузнать, что это за место такое — Станнах

Оказалось, что это вся та же Тиксинская история. В 1935 году сюда, где стояла лишь парочка рыбацких хижин, пришла баржа с политссыльными прибалтами. Точно также их выбросили на голый берег выживать. И они выстояли! Из плавняка отстроили поселение, на базе которого уже после войны был даже образован отдельный рыболовецкий совхоз.

Вообще-то, полное название Ыстаннах-Хочо. Посёлок был достаточно крупным, больше 100 домов. Имелись школа, клуб и прочие атрибуты советского времени. По сути, это был прародитель нынешнего Таймылыра. В конце 60-ых, когда шла программа укрупнения совхозов, несколько хозяйств объединили в одно — Тюметинский рыбсовхоз. Его «столицей» и стал нынешний Таймылыр, где уже стояла парочка воинских частей и была налажена логистика. А Станнах забросили, просто перестав его снабжать. Какое-то время народ тут всё равно пытался жить, но в итоге посёлок умер

Вроде и солнце жарит мощно, но как только начинаешь раздеваться, так налетает ледяной бриз, пронизывающий до костей. Ну его нафиг, лучше одетым походить!

Время 10-ый час утра. Моторкам идти из Таймылыра до нас 150 км, так что раньше 15-ти часов их ждать бесполезно. Спали мы этой ночью урывками, позавтракали плотно — самое время завалиться подремать! Я надул свой матрасик

У Главы есть раскладушка

СанНиколаич с Петровичем укутаны в такие кухлянки, что могут спать хоть на льду

Серёга благоразумно лёг на деревяшки

И лишь Егорыч не спит, оттачивая своё мастерство «кэндо»

Проснулся я уже ближе к 12-ти. За столом процветает семейно-бытовое пьянство

Самое последнее, чем мне хотелось бы заняться, так это пить водку на жаре. Так что отправился гулять по посёлку.

Остатки гаража и чумовая вездеходка ГАЗ-71, которая на Северах до сих пор катается в разных вариациях

Наткнулся на сокровище)))

Спросонья подумал, что бутылки полные, но это Серёга по максимуму избавляется от стекла, переливая водку в пластиковые бутылки.

Иду вглубь посёлка

Даже печки уже рассыпались

Тут тоже растут грибочки

Грузовые сани

Лесопилка

Есть дома и якутского типа, у которых крышы засыпаны землёй

На берегу попадаются деревья, у которых комель в диаметре, как у бочки! Что за великаны, откуда их принесло?

Народ всё пьёт

Пока я бродил по посёлку, приплыла нерпа и долго позировала

После водки на жаре обычно накатывает депрессуха

Я лучше чайку закипячу

На самом деле никто, конечно, не отчаивался. Было ясно, что рано или поздно за нами всё равно придут))) И точно — в начале пятого послышался звук моторов. Парни прибыли! Напоили их чаем и срочно начали грузиться

Попрощаемся с этим местом, кладбищем советской истории

В 6 вечера полетели в Усть-Оленёк

По берегам нерастаявший лёд

И снова затяжные меляки

Идём черепашьим ходом

Впереди уже виднеется коренной берег Оленька

Уфф, пришли

Винты пока целы

Сразу же местный женский пол нарисовался

Вот мы и в самой чистой реке России

Итак, Оленёк! В эвенкийском варианте «Өлөөн», что означает «мало воды». Протяжённость реки 2 300км, на всём этом расстоянии расположено всего 4 населённых пункта с общим населением в 2 000 человек. Здесь нет производств, алмазных россыпей и золоторудных месторождений, на всём своём протяжении река протекает по мерзлоте, поэтому в ней вообще отсутствуют вредные стоки и муть. Воду можно спокойно пить из любого места.

Живут по берегам Оленька эвенки. Кстати, вы знали, что эвенки и эвены это два разных народа? У них даже языки различаются, хотя и имеют общий корень. Эвенки живут с западной стороны Лены, а эвены с восточной.

Теперь про Усть-Оленёк. Это одно из самых первых русских поселений в Якутии, появилось ещё в 1633 году (Якутск основан в 1632). Википедия пишет, что: Первое поселение близ современного посёлка — Оленёкское зимовье — возникло в 1633 году и служило административным центром этой части Арктики. Здесь в 1667—1670-х гг. проходила служба Семёна Дежнёва. В разное время через зимовье проходили маршруты экспедиций полярных мореплавателей[3]. Посёлок на нынешнем месте возник ориентировочно в 1896 году.

В советское время здесь тоже был административный центр, существовали и школа с клубом. В частности, в этой школе учился знаменитый охотник Якутии, депутат Верховного Совета СССР Антонов Спиридон Иванович, о котором речь пойдёт в конце отчёта. Лет 10 назад посёлок перестали снабжать топливом. Теперь тут ничего нет, кроме метеостанции, у которой отдельная снабженческая история. Нынче дома в посёлке используются, как летние дачи жителей Таймылыра.

Но наиболее известно это место в связи с историей экспедиции Прончищева. Собсно, поэтому мы здесь и тормознулись))) Идём к памятнику супругам Прончищевым

Метеостанция

Как раз возле неё, на горе чуть повыше, и установлен монумент

Снова немножко истории (немножко буду разбавлять Википедию своими словами)

После окончания Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири. Мероприятие получило название «Великая Северная Экспедиция».

Подразумевалось проводить исследование несколькими отрядами, каждый из которых фактически представлял отдельную экспедицию. Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков:

самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был исследовать отряд под командованием Муравьёва (позже его сменил Малыгин).

участок арктического побережья России от Оби до Енисея обследовал отряд Овцына и Стерлегова.

восточнее Енисея работал отряд Минина.

участок побережья к западу от Лены был поручен отряду Прончищева.

участок побережья к востоку от Лены обследовал отряд Ласиниуса и Дмитрия Лаптева.

Перейдём к нашим супругам. Василий Васильевич Про́нчищев — русский полярный исследователь Арктики и морской офицер. Дата рождения: 1702 год, дата смерти: 29 августа (9 сентября) 1736. Прожил 34 года. Супруга — Прончищева Татьяна Фёдоровна, 1713 г. р., умерла 12 сентября 1736 г., всего на 2 недели пережив мужа. Было ей всего 23 года…

В апреле 1716 года (в 14 лет) Прончищев поступил учеником в Навигацкую школу в Москве, располагавшуюся в Сухаревской башне. В 1718 году был переведен в Санкт-Петербург в Морскую академию (учился с Челюскиным и Лаптевыми) и стал гардемарином. С 1718 по 1724 год ходил штурманским учеником на Балтийском флоте на шнявах «Диана» и «Фалк», бригантине «Бернгардус», на кораблях «Ягудиил», «Уриил», «Принц Евгений», гукоре «Кроншлот». В 1722 году участвовал в Персидском походе Петра. В 1727 году произведен в подштурманы. Вошел в комиссию по аттестации чинов флота. В 1730 году его представляют к званию штурман 3 ранга. Василий Прончищев служит на пакетботе «Почтальон», в 1731 году на корабле «Фридрихштадт», на фрегате «Эсперанса».

В 1733 году Прончищев получил чин лейтенанта и принял участие в Великой Северной экспедиции, возглавив Ленско-Енисейский отряд, исследовавший побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея. Выехав из Санкт-Петербурга со своей супругой, которой на тот момент было всего 20 лет, через полтора года они достигли Якутска (в те времена город назывался Якуцк).

В зиму 1735 г. по типовому тогда проекту была построена дубель-шлюпка «Якуцк», на которой наш отважный лейтенант собрался покорять Море Лаптевых. 30 июня 1735 года Прончищев отправился из Якутска вниз по Лене. Экипаж дубель-шлюпки составлял более 40 человек, в том числе штурман Семен Челюскин и геодезист Никифор Чекин.

Плавание по Лене прошло благополучно и 2 августа 1735 года экспедиция достигла острова Столб, от которого начинается дельта Лены. Первоначально Прончищев планировал пройти Крестяцкой протокой, которая вела на запад, но поиски фарватера в ней из-за спада воды не увенчались успехом, поэтому он решил вести дубель-шлюпку Быковской протокой на юго-восток. 7 августа судно стало на якорь в устье этой протоки, ожидая благоприятного ветра.(Это примерно то место, где мы обгоняли «Механика Кулибина»)14 августа 1735 года Прончищев повел судно в обход Ленской дельты. Через достаточно продолжительное время «Якуцк» обогнул дельту Лены и направился вдоль побережья на запад. Прончищев был первым, кто нанес на карту дельту Лены. Задержка в дельте Лены не позволила Прончищеву далеко продвинуться в первую навигацию. Короткое северное лето заканчивалось, на судне открылась довольно сильная течь и Прончищев принял решение устроить зимовку в местах, где ещё встречался плавник и можно починить судно. 25 августа отряд остановился на зимовку в устье реки Оленёк вблизи поселения зверопромышленников, выстроив из плавника две избы. Зима прошла благополучно, но в отряде началась цинга.

Весна 1736 года в Усть-Оленёке оказалась поздней и море очистилось от льдов только к августу. Вопреки возникшим трудностям, летом 1736 года Прончищев продолжил путь вдоль берега на запад. 5 августа 1736 года отряд достиг устья реки Анабары. Геодезист Баскаков, поднявшись вверх по течению реки, обнаружил выходы руды.

17 августа 1736 года у восточного берега Таймыра экспедиция обнаружила острова, названные ими в честь святого Петра. Также был открыт остров Преображения. Двигаясь в последующие дни дальше на север вдоль края сплошного ледяного припая, держащегося у берега Таймырского полуострова, отряд миновал несколько заливов. Самый северный из заливов Прончищев ошибочно принял за устье реки Таймыры (на самом деле это залив Терезы Клавенес). Побережье было абсолютно пустынным, без малейших признаков жилья. На 77-й широте дорогу деревянному судну окончательно преградили тяжелые льды, а мороз начал затягивать свободную воду. В эти дни Челюскин писал:

«В начале сего 9 часа штиль, небо облачно и мрачно, мороз великий и появилась шуга на море, от которой мы в великой опасности, что ежели постоит так тихо одне сутки, то боимся тут и замерзнуть. В глухие льды зашли, что по обе стороны, також и впереди нас великие стоячие гладкие льды. Шли на гребле весел. Однако Боже милостив дай Бог нам способного ветру, то оную шугу разнесло».

Вскоре путешественники потеряли из виду берег. Прончищев приказал определить положение судна по навигационным приборам. «Якуцк» оказался на 77° 29' с. ш. Это самая северная точка, достигнутая кораблями Великой Северной экспедиции. Только спустя 143 года барон Адольф Эрик Норденшельд на судне «Вега» продвинется в этих местах всего на несколько минут севернее. Дальше путь был закрыт. На севере и западе простирались сплошные льды с редкими полыньями и на дубель-шлюпке пройти их было невозможно. «Якуцк» повернул обратно с намерением стать на зимовку в устье Хатанги. Впоследствии было установлено, что экспедиция вошла в пролив Вилькицкого, продвинулась несколько севернее и достигла широты 77 градусов 50 минут. Лишь плохая видимость не позволила участником экспедиции увидеть архипелаг Северная Земля и крайнюю северную точку Таймыра и всей Евразии — мыс Челюскин.

От высадки в Хатангской губе Прончищев отказался, не обнаружив там поселений, и судно направилось к прежнему Оленёкскому зимовью. 29 августа Прончищев на шлюпке отправился на разведку и сломал ногу. Вернувшись на судно, он потерял сознание и вскоре умер. Истинная причина смерти — синдром жировой эмболии вследствие перелома — стала известна совсем недавно, после того как в 1999 году вскрыли могилу путешественника. Ранее считалось, что Прончищев умер от цинги.

Дальнейший путь «Якуцк» проделал под командованием штурмана Челюскина. Через несколько дней ему удалось достичь Усть-Оленёкского зимовья, где Прончищева и предали земле. 2 октября «Якуцк» встал на зимовье, а Челюскин отправился с докладом в Якутск санным путём. Новым командиром дубель-шлюпки и начальником Ленско-Енисейского отряда был назначен Харитон Лаптев.

Жена Прончищева Татьяна Фёдоровна (в девичестве — Кондырева) путешествовала вместе с мужем и стала первой женщиной — участником арктической экспедиции. Она пережила мужа лишь на 14 дней и умерла 12 (23) сентября 1736 года. После смерти Прончищева и его жены оставшиеся в живых участники экспедиции отвезли тела супругов на мыс Тумуль в устье реки Оленёк и там похоронили.

Участие Татьяны Прончищевой в полярной экспедиции было неофициальным. Факт участия и смерти жены Прончищева в экспедиции зафиксирован документально лишь в вахтенном журнале дубель-шлюпки «Якуцк», без указания её имени. (Если вы заметили, то на памятнике у супруги Проничева два имени — Мария/Татьяна. Это произошло вследствие старой ошибки, о которой ниже): В 1913 году картографы гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана назвали именем Прончищевой вновь открытый мыс. Обозначение на карте «М. Прончищевой» (мыс Прончищевой) было при подготовке издания карт воспринято как относящееся к близлежащей бухте и трансформировалось в «бухту М. Прончищевой». В 1921 году «М» было расшифровано в «Марию». Подлинное имя установлено в 1983 году В. В. Богдановым по документам «Центрального государственного архива древних актов»

Экспедиция внесла большой вклад в исследование Арктики. Прончищев открыл ряд островов на северо-восточном побережье полуострова Таймыр (полуостров) (острова Фаддея, острова Комсомольской правды, острова Петра), северо-восточную часть гор Бырранга. Экспедиция Прончищева была первой, которая составила точную карту русла реки Лена от Якутска до устья, а также карту побережья моря Лаптевых от дельты Лены до залива Фаддея. Общая длина описанной Прончищевым береговой линии составила около 500 километров.

Вот такие люди открывали нашей стране Русский Север. Честь им и хвала, низкий поклон от потомков!

Местный сторож

Вид на дельту Оленька

Вид на метеостанцию

Остов трактора «Фордзон-Путиловец», выпускавшегося в 20-ые годы по лицензии Форда

Красивое место, но нам пора ехать дальше

Попрощаемся с выдающимся посёлком

И вновь полетим по воде. Теперь нам предстоит переход в 90 км до Таймылыра.

В этой части Оленёк судоходен вплоть до Таймылыра, так что мелей можно не бояться. Прём на всю катушку

Тут тоже по берегам стоят рыболовные базы. Но теперь мы находимся в землях (маркиза Карабаса) нашего Главы

Становится жутко зябко, но мы бодримся

Небольшой танкер приткнулся на парковку. Ждёт, когда с Лены придёт большой танкер, который по Оленьку пройти не может. Этот «малыш» будет сливать топливо с большого танкера и возить в Таймылыр

Наконец, к 12 ночи прибываем в Таймылыр, местную «столицу»

Боже, как я замёрз! Моя рыболовная курточка «Shimano», которая никогда не подводила, оказалась бессильна против местных ветров. Надо срочно растереться водкой изнутри. Идём к служебному дому Главы

Посёлок построен в 70-ые годы и с тех пор тут ни разу не проводился ремонт. Выглядит всё ужасно

Но некоторые попытки облагородить внешний вид предпринимаются. Как пример, дом на заднем плане

Как пояснил Глава, всё дело в том, что все дома тут совхозные, то есть ничьи. Местный люд совсем не стремиться что-то здесь приватизировать, хотя такая возможность была предоставлена, как и везде в РФ. Дураков содержать жильё и платить коммуналку здесь нет, все расходы по содержанию несут Администрация и Рыбсовхоз. А бюджет совсем мизерный, как вы понимаете…

Алина ещё в Тикси купила Егорычу китайский синтепоновый пуховик. Вот что мне мешало потратить сраные 2-3 тыщи рублей, а? Ходил бы сейчас таким же королём

На местной набережной рядком стоят сарайки и баньки

Боже, как красиво! И как, сцуко, холодно…

Летом, в полярные дни, на Севере вообще нет понятия времени — всегда светло. Поэтому считается абсолютно нормальным придти в гости в первом часу или отпустить ребёнка погулять на ночь глядя. Молодёжь вообще до утра обычно тусуется. Мы в детстве до 4-5 утра в волейбол играли, когда жара спадает и нет комаров. Здешние дети точно такие же

Мы в пути уже больше суток. Не скрою, у меня теплилась надежда, что мы здесь заночуем. Я готов был спать где угодно, хоть на берегу в палатке, но лишь бы в тёплом спальнике, без этого пронизывающего ветра, и хотя бы часов 5-6. Но фиг там — Бугор сказал, что перекусим и пойдём дальше. Мать-перемать, ну что за непруха? Впрочем, после трёх писяриков буря в душе улеглась. Даже хватило сил быстро сварганить супчик из оленины с вермишелью

Пока мы совмещали три-в-одном (обед/ужин/завтрак), пока затаривались бензином, пока перепаковывали лодки — время подошло к 3 часам утра. Пора снова на воду… Впрочем, это уже будет в следующей части!

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть 4. Баня на краю земли
Следующая часть:

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1. Часть 4. Баня на краю земли

По следам Северных Экспедиций казаков Петра 1 (4 из 11)
Обсуждение фотографии
Дарья Хуснуллина
Да, мечта начинает исполняться! А это просто же счастье! Плюс, отличная команда собралась для путешествия!
02 сентября 2020 в 11:32
1

Обсуждение фотографии
Мариана Пыльнова

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
Товарищ, мы едем далеко,
Подальше от нашей земли.

Не слышно на палубе песен,
И Лаптевых Море шумит,
А берег и мрачен и тесен,
Как вспомнишь, так сердце болит.

02 сентября 2020 в 16:24
1

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
Наверно просто не промерян фарватер же. Хорошо бы провести измерения и проложить маршрут.. Хотя.. Может катер просто сильно большой осадки.. Там что-то плоскодонное наверно надо для плавания..
02 сентября 2020 в 17:24
1

Максим Прусаков
Да, с фарватером промашка вышла. Но моторки тоже застревали. На водомёте надо там ходить
02 сентября 2020 в 19:22

Обсуждение фотографии
Антон Григорян
Хорошо там на свежем воздухе над морем.. Можно дышать полной грудью и очищать лёгкие от пыли, дыма городского и от смол табачных.. Здорово было бы там бросить курить.. Хотя, как мы знаем, курить очень приятно. Особенно с чашкой кофе или после хорошего застолья..
02 сентября 2020 в 21:15
1

Мария Васильева
Многие считают, что от курения нельзя отказываться в походе - в путешествии нервы должны быть спокойными, сигарета успокаивает курильщика, а бросать, нарываясь на никотиновую ломку - не лучший выбор, когда ясность рассудка так важны.
03 сентября 2020 в 18:57

Обсуждение фотографии
Антон Григорян
Ух, дров-то сколько: жечь не пережечь их в кострах..
02 сентября 2020 в 21:16
1

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин

Море серое, неласковое,
Я на пальцы подышу.
Как мы плыли к морю Лаптевых,
На бумаге опишу...

03 сентября 2020 в 10:48
1

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
Миражи вдали, как в пустыне, практически.. С вышками и нефтехранилищами..
03 сентября 2020 в 14:31
1

Максим Прусаков
Ага! В реальности это маяк
03 сентября 2020 в 14:42

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
Да, лучшие годы этого места в прошлом. Теперь впереди только запустение и разруха, пока через пару десятков лет следы пребывания тут людей не исчезнут полностью.
03 сентября 2020 в 22:24

Максим Прусаков
Норм всё будет, я верю
04 сентября 2020 в 12:54

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!